Выбрать страницу

Сколько себя помню, всегда любила танцевать. В танце я выражала радость жизни с того момента, как научилась ходить. Или даже раньше! В возрасте 5 лет я страстно мечтала стать учителем танцев. В детском саду, начиная с 3-х лет, я «вытягивала» все групповые выступления, поражаясь тому, как можно забыть движение или перепутать направление. Но чего было ожидать от моих одногруппников, многие из которых не могли вытирать носы, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и боялись выступать даже перед родителями. Я выросла со старшим братом, Зайнетдиновым Эдуардом Римовичем (1962-2003), умным, сильным, добрым и красивым. Я во всем старалась быть на него похожей. Поначалу нас даже стригли одинаково — я настаивала. Мы с ним, кстати, родились в один день с интервалом в пять лет!

Я безмерно ему благодарна за свое счастливое детство! Эдик – мой первый партнер по танцам, борьбе, бегу, прыжкам, метанию различных предметов, декламации, пению, гимнастике и йоге.

Его «тренинги» очень здорово развивали меня и помогали взрослеть быстрее сверстников. В 5 лет меня называли Маугли, потому что я лазила по деревьям и крутилась на турнике,

а Эдик учил меня рассчитывать свой прыжок или бросок и мы постоянно что-нибудь метали: камешки, палки, стёрки, ножички или прыгали с высоких дворовых горок и сильно раскатанных качелей на дальность.

Такие опасные занятия наилучшим образом развивали глазомер.

Поэтому, в танцах я легко прикидывала траекторию движения и всегда оказывалась в нужном месте в нужное время!

Мой брат был очень музыкальным, хорошо пел, в подростковом возрасте самостоятельно научился играть на гитаре, а в старших классах стал гитаристом и бэк-вокалистом ВИА при Дворце пионеров. Название никак не вспомню… Эдик пел, играл на гитаре и в нашей, первой школе, выступая с ансамблем одноклассников на многих культурно-патриотических мероприятиях. В детстве мы с братом всё время напевали, виртуально играли на разных инструментах и строго держали ритм. Думаю, он научил меня слышать музыку, а я интуитивно накладывала на нее танцевальные движения.

Я, как и все советские дети, довольно много времени проводила на улице. Мы  играли в войну, в штандер-стоп, разрывные цепи, догонялки, классики, резинки, в следопытов, развлекались хождением по узким перилам чугунных оград (как на фото),

обеспечивая себе отличную физическую форму и чёткую координацию движений.

В 5 лет я рвалась в танцы, но мама и папа были непреклонны, сказав, что связки и суставы в таком возрасте ещё не готовы к сильным нагрузкам. Что, ж, я упоенно продолжала «дворовую подготовку», крутясь на турнике, скача и приплясывая…

В 7 лет я прошла отбор в младшую группу Русского Народного Хора и в кружок бальных танцев при Дворце культуры профсоюзов (ныне Дворец Культуры «Губернаторский»).

Отбор осуществлялся авторитетной комиссией, по-настоящему, с отсевом. Занятия предстояли бесплатные, но результативные, поэтому выбирали только способных и строго ограниченное количество.

Мне предстояло выбрать одно из двух: бальные танцы казались невероятно красивыми, но многое зависело от партнера, а с их нестабильностью я была хорошо знакома по детскому саду; народные танцы представляли культурно-массовые зрелища, приоритетные в советское время, на них я и остановилась по совету моей мамы. К народным танцам нас допустили не сразу. Два года (!) мы проходили подготовку. 3 раза в неделю по часу. И это была строжайшая хореография под живой клавишный аккомпанемент! Очень торжественно звучал рояль, вдохновляло и пианино, а вот аккордеон звучал как-то душевно, по-домашнему. Ермолаева Тамара Семёновна целый год учила нас балетным премудростям и замысловатой терминологии, отрабатывала постановку корпуса, стоп, рук, осанку и походку. Жестко требовала даже вне танцев идеально держать спину, втянув живот и ягодицы, ходить, вытягивая носочки, никогда не виляя бедрами, а стоять только в 3-ей, 6-й или 5-й позиции. В перерыве между занятиями, когда проветривали зал, мы дефилировали по длинным коридорам «Профсоюзов», высоко и гордо держа головы, стараясь не размахивать руками, а нежно-грациозно их нести и с таким же достоинством покоряли лестницы. Я очень хотела танцевать и потому всегда старалась. На фото – идеальная 6-я позиция: колени смотрят прямо, пятки и носки вместе, хотя их и не видно.

А на этом фото – удобная и красивая 3-я позиция: пятки вместе, носки врозь. Кстати, это самая правильная, по мнению Джозефа Пилатеса, постановка всего корпуса (pilates position)!

На втором году обучения мы начали осваивать базовые движения русского народного танца: повороты, ковырялочки, веревочки, дроби и т.д. Каждый урок мы получали задание на дом, а следующий урок всегда начинался с проверки домашнего задания. Тамара Семёновна добивалась железной дисциплины и высочайшего качества, фактически закладывая в нас танцевальную культуру. Сейчас почти все девочки ходят на танцы, ведь это модно, но только по некоторым из них это видно… На третьем году обучения нам поменяли хореографа. Ему и предстояло подготовить нас к концертной деятельности. Вот тут-то и началось самое интересное, как раз то, чего я так долго ждала!!! ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ!!! У Пупкова Анатолия Петровича я занималась, с огромным удовольствием, следующие пять лет. Мы перетанцевали почти все танцы народов мира! Ну, во всяком случае, очень многие. Анатолий Петрович ставил огромные, масштабные сюиты, динамичные национальные танцы с задорным солированием, а также танцы-шествия со сложными рисунками и передвижениями огромных линий. Видовое разнообразие было впечатляющим: русские народные от «Полянки» и «Кадрили» до военно-патриотических; украинские, молдавские, цыганские, кубинские, итальянские, татарские, испанские, ненецкие, грузинские и т.п. Я никогда бы не подумала, что танцы пригодятся мне в музейной деятельности. С 10 до 17 лет я проводила экскурсии по музею-гимназии, в которой учился В.И.Ленин,

была на хорошем счету и мне, тогда еще неопытной девочке, доверили важную делегацию руководителей коммунистических партий разных стран. В конце экскурсии они задавали много вопросов об учебе и общественной деятельности, а потом попросили станцевать что-нибудь народное. Я, не долго думая, исполнила под аплодисменты свой сольный «кусок» из Полянки. Восторгам гостей не было предела! Директор школы объявил мне благодарность, а представитель обкома вручил грамоту. Ну, не за танец, конечно, я за общее гражданско-патриотическое воспитание. К тому моменту, когда наш горячо любимый и искренне уважаемый хореограф Анатолий Петрович Пупков решил сменить работу, мне уже шел 15-й год  и я хорошо понимала, что нужно усиленно готовиться к поступлению в серьезный ВУЗ. Танцевальную карьеру я не рассматривала уже с 7-летнего возраста, несмотря на многочисленные рекомендации педагогов-хореографов поступать в Ленинградский институт культуры. Полностью без танцев я не осталась, потому что в нашей 1-й школе регулярно проходили смотры-конкурсы художественной самодеятельности, в которых я обязательно танцевала. Апогеем этой деятельности стал наш танец «Яблочко».

Я использовала всё лучшее, чему меня научил Анатолий Петрович. Мы тогда были в выпускном классе и я предложила сразу, минуя межклассовую борьбу, сделать общий танец от всей параллели. Я пригласила ещё трех веселых, харизматичных девочек со сногсшибательными улыбками, красивыми косицами и танцевально-гимнастическим прошлым. 4-х человек на сцене для сильного впечатления мало, я это знала, но очень надеялась на наш необычайный задор!

Мы дебютировали феерично!!! Без костюмов, просто в школьной форме, без фартуков, а единственным украшением стали белые парадные ремни на талии. Пионерская форма с воротничками и шапочками (см.фото) появилась позже. Неизменно, всякий раз,  аккомпанировал нам на баяне учитель пения, любимец публики Борис Иванович Кононетов. То, на что я сделала ставку, сработало! Мы танцевали задорно и неподражаемо! И, в итоге, заняли первое место в областном конкурсе художественной самодеятельности по танцам! И, представьте себе, не потерялись на огромной сцене Ленинского Мемориала! Это был очень волнующий опыт… Такого высокого результата в танцах наша легендарная школа не добивалась никогда прежде. Наш танец сняли на видео в студии телецентра и показали по местному телевидению. С этим танцем мы выступали весь год на многочисленных школьных, районных и городских мероприятиях, а также  в воинских частях, в госпитале инвалидов ВОВ и в детском доме имени Матросова. Даже после окончания школы, на вечерах встреч, наши учителя и одноклассники неизменно вспоминали этот танец. Ну, а мы уже танцевали лезгинку…

P.S. Фото легендарного танца «Яблочко» я увидела только через 40 лет после окончания школы, на юбилейном вечере встреч, 3.02.24г, благодаря нашему удивительному учителю географии Руденко Наталье Николаевне. СПАСИБО!

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!