Выбрать страницу

О том, что приближается самый главный праздник в году свидетельствовали многочисленные корпоративы, отгремевшие в конце декабря представительными салютами, призывной музыкой, нескромным хохотом и фейерверками шампанского. Сценарий новогоднего праздника у всех развлекательных заведений типовой, из года в год повторяющийся, зато результат главного корпоратива года всегда понятный и предсказуемый. Глядя на веселящихся людей, я из года в год замечаю, что далеко не всем приятен такой формат праздника. Со стороны хорошо видно, что многие мужчины при первой же возможности «вырываются» на улицу, часто и надолго. И не всегда для перекура, больше для морального отдыха и задушевных разговоров. А женщины слишком часто «сбегают» в дамскую комнату или погружаются с головой в виртуальное пространство. С одной стороны, такое поведение можно расценивать как уход от реальности, с другой – как желание большего. Или лучшего. Возможно, стереотипный сценарий вообще не подходит для данного коллектива и даже противоречит его корпоративной культуре.

Концепция корпоративной культуры была разработана в США в 80-е годы XX века для повышения эффективности труда крупного и среднего бизнеса. Требовались новые формы организации и управления, стимулирующие «работу команды». И они появились.

Корпоративная культура сегодня призвана выполнять целый ряд важных функций. И если разобраться, действительно их выполняет, подумайте над этим. Итак, функции корпоративной культуры:

1) Созидательная функция (создание новых культурных ценностей и их накопление)

2) Оценочно-сравнительная функция (оценка деятельности и поведения отдельного сотрудника, целой группы и всей корпорации в морально-этическом аспекте, например, и сравнение с идеалами; анализ их действий: гуманные, позитивные, прогрессивные или наоборот)

3) Регламентирующая и регулирующая (применение корпоративного кодекса поведения каждым сотрудником)

4) Познавательная функция (знакомство каждого сотрудника с культурой компании, ее ценностями и идеалами, целями и стремлениями на этапе адаптации в организации)

5) Смыслообразующая функция (влияние на мировоззрение работника, превращение корпоративных ценностей в личные)

6) Коммуникационная (обучение профессиональному общению, взаимопониманию и взаимодействию)

7) Функция общественной памяти (сохранение и накопление опыта корпорации)

8) Восстановительная (восстановление духовных и физических сил сотрудников через «общение с культурой»).

Корпоративная культура не бывает «правильной» или «неправильной». Она может либо соответствовать стратегическим целям организации, способствуя их достижению, либо, наоборот, препятствовать им и снижать эффективность работы команды. Корпоративная культура существует в любой организации, независимо от ее размеров и от того, насколько часто сотрудники и руководители вспоминают, говорят и задумываются об этом. Именно корпоративная культура создает ту неповторимую атмосферу, в которой так приятно находится и жаль покидать.

Корпоративная культура – это система нематериальных ценностей организации, установок и убеждений сотрудников, принципов понимания и возможностей реализации, формирующихся постепенно. Она устанавливает нормы и правила поведения и коммуникации между сотрудниками, начальниками, клиентами, а также способы плодотворной работы для достижения главной цели  компании. Мы всегда оцениваем «слаженность работы» транспортной системы, торгующей организации, телевизионного шоу, ресторана, фитнес клуба или лечебного учреждения. Корпоративная культура – это совокупность моделей поведения, сложившихся в процессе работы и показавших высокую результативность совместной деятельности.

Корпоративная культура состоит из следующих структурных элементов:

1) Интеллектуальная концепция компании, включая ее миссию, ценности и цели существования

2) Организационная структура и система субординации

3) Система управления организацией

4) Механизмы контроля

5) Символика организации, включая элементы корпоративного стиля: название, девиз, гимн, фирменные цвета, логотип, униформа и т.д.

6) Повседневные способы поведения и сотрудничества, включая привычки, ритуалы и традиции.

7) Корпоративная мифология, включая историю успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников.

Культура не существует сама по себе, как брошка. Ее невозможно отстегнуть и показать как независимое явление или объект. Но каждый человек является носителем культуры, обогащая ее индивидуальными чертами своей деятельности. Поэтому, культура человека проявляется и в его поведении, и во внешнем виде, и в высказываниях, и в поступках!

Альбер Камю сказал, что «в мире параллельно силе смерти и силе принуждения есть еще одна огромная движущаяся сила, несущая в себе уверенность, и ее имя – культура». От недостатка культуры или, напротив, от стремления к ней люди покидают или игнорируют корпоративные мероприятия? Думаю, пора разобраться, к какому типу корпоративной культуры относитесь вы и ваша организация. Различают четыре вида корпоративных культур по Дж. Зонненфельду: бейсбольная команда, клубная культура, академическая культура, оборонная культура. Возможны, разумеется, и смешанные варианты.

В «бейсбольной команде» ключевые и успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за них между работодателями ведется активная борьба на рынке рабочей силы. Работников с невысокими личностными и профессиональными показателями быстро увольняют по инициативе работодателей. Это культура жесткой конкуренции.

«Клубная культура» характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью сотрудников, хорошей командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению возраста, опыта и должностного преимущества сотрудников. Карьерный рост происходит медленно и постепенно. От работника ожидают, что на каждом новом уровне он постигнет все тонкости данной работы и овладеет мастерством, поэтому все работники имеют широкий профессиональный кругозор.

В компании с «академической культурой» набирают новых молодых работников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и согласны медленно продвигаться по служебной лестнице. В отличие от «клубной культуры», работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления в другое. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Подобная культура ограничивает широкое развитие личности сотрудника и препятствует внутриорганизационной кооперации, зато является стабильной и отлично подходит для консерваторов.

В «оборонной культуре» нет гарантий постоянной работы, нет возможности профессионального роста, так как  компания часто проводит реструктуризацию и сокращает персонал, пытаясь адаптироваться к новым внешним условиям. Такая культура губительна для работников.

Человеческий фактор играет ведущую роль в любом виде деятельности. Людские ресурсы определяют как успешность предпринимательства, так и неудачи на избранном пути. То есть, каждый человек оказывает свое влияние на бизнес. А бизнес, в свою очередь, влияет на общество и несет перед ним социальную ответственность. Социальную ответственность бизнеса подразделяют на несколько уровней:

  • базовый подразумевает своевременную выплату работодателем налогов, заработной платы, предоставление новых рабочих мест, обучение, повышение квалификации, должностей работников, финансовые и профессиональные поощрения
  • средний предполагает дополнение базового уровня улучшением социальной сферы своих работников: строительство жилья, детских садов, школ, санаториев, домов отдыха, клубов, здравпунктов и профилакториев
  • высший включает в себя благотворительную деятельность, в дополнение ко всему вышеперечисленному. Высший уровень социальной ответственности бизнеса предусматривает активное содействие охране окружающей среды; участие в социальных программах района, города, региона, страны; принятие антикризисных мер по соц.защите работников предприятия; оказание помощи сотрудникам в критических ситуациях; взаимодействие с общественными организациями и профессиональными союзами в целях улучшения качества жизни; обеспечение безопасности и стабильности труда; осуществление медицинского и социального страхования граждан; оказание спонсорства социально значимых мероприятий.

Для каждого работника, руководителя или рядового сотрудника, в предпринимательской деятельности важно не только получение прибыли, но и удовлетворение от выполненной работы, ее общественный вес, одобрение окружающих, обеспечение пользы и безопасности клиентов.

В условиях жесточайшей конкуренции особенно важным становится создание позитивного имиджа компании и постоянное улучшение ее деловой репутации. А это достигается правильной организацией труда, четким определением целей и задач компании, а главное, честным, плодотворным и эффективным трудом каждого сотрудника!

Сейчас, в самом начале нового года, в самом начале нового трудового сезона, определите для себя перспективы личного, культурного роста, способствующие развитию и процветанию вашей компании!

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ В НОВОМ ГОДУ!

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!