Выбрать страницу

История возникновения моды – это история развития цивилизации. Развитие моды есть стремление к здоровью, красоте, функциональности и свободе! Мода отражает всестороннее развитие общества, гармонию человека с окружающим миром, способствует самовыражению отдельного человека, целого народа, нации и страны. Устраивайтесь поудобнее, уважаемые читатели, для того, чтобы проследить историю возникновения, развития моды и роль маленького человека в этих социально-экономических, политических и культурных бурях, будоражащих человечество.

В каменном веке люди накидывали на себя шкуры убитых животных для защиты от ветра, холода и осадков. Шкура одновременно служила одеждой, подстилкой и одеялом. Люди ходили босиком,  имели крепкий скелет и очень сильную, хорошо развитую, равномерную стопу (все пальцы имели одинаковый размер и мышечную силу). В бронзовом веке меховые шкуры начали носить, перекидывая через одно плечо и подвязывая на талии сухожилиями животных, или носили шкуры в виде юбок, фиксируя на талии. В 2000-х годах до нашей эры, с появлением тканей, начали соединять части одежды для удобства передвижения и комфорта деятельности. Кочевники монгольских степей, например, носили одежду и из льна, и из шерсти, так как все время находились на воздухе и в разных климатических условиях. Ноги они оборачивали шкурами и подвязывали кожаными ремешками, а в дальнейшем стали шить одежду и сапоги из кожи, приемлемые для верховой езды. Одежду украшали хвостами, зубами, лапами побежденных животных в качестве визитной карточки владельца, его возможностей, способностей, для устрашения и завоевания. Египтяне носили одежду только из льна и предпочитали драпировать одежду для доступа воздуха и свободы движений, а для ног конструировали подобие сандалий с подошвами из папируса, тростника и жестких листьев, подвязывая их кожаными ремешками, чтобы не обжигать ноги о горячий песок. Царица Нефертити, в отличии от других женщин, заворачивалась в большое тонкое прозрачное покрывало, «носила макияж», а ее муж носил только набедренную повязку, как и все мужчины. Заметьте, началось выделение одежды и образа для подчеркивания богатства и власти. Знатные женщины стали следовать примеру Нефертити и тоже заворачивались в дорогие прозрачные ткани, носили парики, сильно завивали волосы, обрамляя их позолоченными венцами для украшения, а рабыни имели в арсенале только наготу и лишь тонкие пояски на талии, указывающие на их униженное, легкодоступное положение и принадлежность хозяину. И по сей день, подсознательно, откровенно открытое тело с минимальной  одеждой вызывает именно такое впечатление. В конце бронзового века довольно сильное положение в мире занимала Греция. Жители Крита, господствовали в торговле на Эгейском море, славились широтой, прогрессивностью взглядов и позволяли своим женщинам участвовать в общественно-политической жизни.

Внешне этот прогресс  проявлялся в необычной женской одежде: скроенной и сшитой по лекалам(!), с тугими корсажами, подчеркивающими талию и приподнимающими грудь (грудь при этом оставалась обнаженной, как символ красоты и любви), заканчивающейся тонкой широкой юбкой с воланами. Заметьте, стремление греков к красоте, свободе и совершенству проявлялось в одежде! В бронзовом и железном веке греки носили хитоны (короткие прямые х/б рубашки) и хламиды – плащи из плотной ткани, служившие одеждой и постелью, женщины тоже носили хитоны и заворачивались в пеплосы (2-х метровые отрезы легкой ткани). Хламиды и пеплосы представляли собой прямоугольные куски ткани, разница была лишь в их плотности, цвете и способе ношения. До сих пор люди любят носить накидки, пончо и плащ-палатки. Одежда мужчин и женщин Древней Греции была очень удобной, легкой, практичной, функциональной  и… одинаковой. Не этот ли принцип лежит в основе современного стиля Унисекс? Вспомните греческие и критские танцы воинов – прообразы Сиртаки — из мультфильмов и фильмов «Легенды и мифы Древней Греции». В них греки обоих полов, одетые в одинаковые белые туники, одинаково легко и непринужденно двигаются. Все они сильны, стройны и грациозны. Греки в одежде  демонстрировали свое стремление к универсальности, функциональности и здоровью! Одежда не стягивала тело, позволяла свободно дышать и двигаться, не нарушая кровообращение. На фото мы танцуем Сиртаки и демонстрируем различные варианты национальной греческой одежды, а также современную обувь, наиболее подходящую для этого свободного стиля.

Грудь в женских одеждах уже не обнажалась, дабы не отвлекать людей от дел государственной важности, коим является даже самый простой труд! Греческие сандалии защищали стопы от горячего песка, острых камней и хорошо фиксировались кожаными ремешками до колен. У этой модели во все времена были и есть поклонники! Греческие гетеры значительно способствовали общественному прогрессу, благодаря полученным «энциклопедическим» знаниям и применению их на практике. Вспомните «Таис Афинскую»! Греческие гетеры внесли новшество в сандалии – просили вырезать правую и левую, по подобию настоящих стоп, а подошву, по их просьбе, сделали более гибкой, уплотнили и упрочнили, выбив на ней гвоздиками слова: «следуй за мной», оставляющими след на песке, проведя, таким образом, первый бизнес-промоушен с использованием элементов одежды!

Несколько позже гетеры начали носить сандалии с бортиками (прообразы мокасин) и высокие кожаные сапоги, хорошо фиксирующиеся на ноге, для удобства управления колесницей, езды верхом и разумной гигиены. Никакой моды пока не было, лишь стремление к удобству и комфорту для улучшения результатов деятельности. Древнегреческие актеры попробовали носить обувь на высокой платформе во время выступлений на публике для увеличения высоты и значимости артистов (со сцены их лучше и дальше было видно на платформе). Высокие каблуки и платформы до сих пор не дают спокойно спать женскому полу, желающему во что бы то ни стало выделиться в толпе. Ну а знать тут же воспользовалась этим актерским приемом с той же целью, и это были первые признаки зарождения моды – желание копировать и тиражировать понравившуюся идею. В Древнем Риме обувь отражала статус владельца и использовалась для разделения общества. Например, богатые носили только закрытую обувь, а бедные – открытую. Для каждой социальной прослойки общества предназначалась своя форма обуви.

Женская обувь была белого, а мужская – черного цвета. Вот так, все просто и логично! Мой дед — учитель истории — назвал моего отца Римом в честь великого древнего города и легендарной цивилизации, очень ценимой и уважаемой им. И я — Дина Римовна — ношу в себе часть ее древней истории. Может быть, именно поэтому, мне идеально подходит разумная и эргономичная, свободолюбивая и оригинальная обувь Vibram Five Fingers?! Как зарождению, так и развитию моды способствовали войны и торговля. Именно эти виды человеческой деятельности распространяли и внедряли культуру различных народов и их самобытные достижения. В V веке нашей эры из Китая в Византию были завезены шелковичные черви. Началось производство шелка. Византия стала выделятся роскошью и богатством. Производство шелка оказалось дорогостоящим, поэтому, произошла смена костюма. Одежды сделались изящнее и меньше, зато ярче и богаче. В V-VI веке уже зародилось портновское искусство, постепенно развивалось конструирование одежды, искусство кроя и модельеры становились модными и важными фигурами при дворах знатных вельмож. Походы крестоносцев на Восток в XII веке открыли несметные богатства в виде диковинной одежды тончайшей выделки, изящной росписи и высочайшего качества, дорогих, невиданных украшений, изящной обуви из кожи и войлока, с яркими орнаментами и инкрустациями. Первыми признаками зарождения моды в XII-XIII веке явилось введение в одежду элементов украшения без функциональной необходимости.

Для Европы  XII-XIII веков была характерна простота и некоторая примитивность восприятия жизни. Одежда очень простая: холщовые длинные рясы, длинные плащи с капюшонами, деревянная обувь (чтобы не промочить и не запачкать ног) и довольно простые длинные платья с декольте. Но в этот период знатные особы в качестве развлечения начинают интересоваться более дорогой и разнообразной одеждой, новыми предметами обихода, богатыми украшениями, парфюмом, шляпами и т.д. То есть, возникает спрос на роскошь. От безделия, жажды зрелищ, развлечений и появления свободных средств! И в XIV веке возникает мода, базируясь на опыте прошлых лет в одежде и обуви, имея спрос, интерес и новые экономические условия. Развитие торговли и ремесел, образование цехов и гильдий по производству товаров открывает большие возможности роста и развития. Примером тому, является мода на узкую, закрытую обувь с длинными носами, которую ввел французский король Филипп IV. В XIV веке по длине носка обуви судили о знатности и состоятельности владельца. Обувь князей была на 3 см длиннее их стопы; сапоги баронов — на 2 см длиннее, а обувь рядовых дворян — на 1,5 см длиннее их естественного размера ноги. Загнутые кончики сапог и туфель украшались бубенцами, колокольчиками, инкрустациями и т.п. Вы понимаете, что ходить в такой обуви было крайне неудобно и проблематично. Но ведь это мода! Тупое поклонение… Иерархия… Элемент власти и подчинения… Демонстрация превосходства… Невероятно узкая обувь на несколько сантиметров длиннее ноги, уродовала стопу, искривляла суставы пальцев, разрушала коленный сустав и давала боли в спине. Ее вред был очевиден! Но по сей день мы видим мужчин в длинных, узконосых ботинках! А женщины, слепо следуя моде, уродуют свои ноги невероятно узкими туфлями и сапогами на высоких каблуках, нанося непоправимый вред здоровью. Что же это? Память поколений? Необходимость страданий? Утопия и безысходность?

 Продолжение следует…

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!