Выбрать страницу

В последнее время я наблюдаю активный интерес совершенно разных людей к старине, раритетным предметам убранства и быта, искусству и архитектуре прошлых эпох… Вы замечали? Когда в наш уютный дворик на Радищева 28 забредают молодые люди, разглядывающие, а тем более, фотографирующие, наличники, козырьки, скворечни или палисадник, я неизменно думаю: «Ну, вот, придумали очередной тренд, выгодный проект или модный имидж!» Но корысть в таком интересе присутствует не всегда – и это удивительно! Как и то, что самые разные люди меня спрашивают, почему здание, в котором находится Стоматологическая практика «ОРИС» — памятник и как его охраняет государство или какие традиции были в 1-й школе (Симбирской гимназии) и что сохранилось до наших дней??? Представьте себе, дворянская усадьба – дом 28 на улице Радищева – стал пересечением всех этих тем!!! И сегодня я поведаю вам его историю…

Первые сведения о застройке земельного участка Радищева 28 относятся  к 1881 году: по «окладным книгам налогов с недвижимого имущества» здесь значилась усадьба, принадлежавшая дворянину Глинке Сергею Владимировичу. Центром усадьбы был двухэтажный деревянный дом, окруженный хозяйственными постройками (конюшней, амбаром, сараем, жильём для прислуги) и небольшим садом плодовых деревьев. Глинка Сергей Владимирович родился и вырос в Москве и происходил из стародворянского рода. Московская ветвь рода Глинок была представлена выдающимися для своего времени литераторами: Федор Николаевич Глинка – участник войны 1812 года, автор знаменитых «Писем русского офицера», принадлежал к декабристам; Сергей Николаевич Глинка тоже сражался  с Наполеоном, издавал журнал «Русский вестник», ратовал за российскую самобытность, выступал против французского влияния, прославился «Записками о войне 1812 года» и патриотическими пьесами. Смоленская ветвь дворянского рода Глинок состояла в ближайшем родстве с Глинкой-композитором. Итак, будущий владелец Дома 28 на Радищева Сергей Владимирович Глинка унаследовал от предков жажду знаний, высокую культуру бытия, твёрдую гражданскую позицию и желание служить Отечеству. Закончив юридический факультет Московского университета, прибыл на службу в Симбирск для занятий адвокатской практикой. Дом он построил простой, добротный, 2-х этажный, с множеством комнат и представительным кабинетом, где почетное место занимали книги: историческая, юридическая, религиозная и художественная литература. Не случайно в 1881-1888 годах в доме С.В.Глинки располагалось второе женское приходское училище. Дворянскую усадьбу — Дом 28 наполняли интересные вещи… Например, кушетка с  высокой спинкой изголовья и одним подлокотником: противоположный конец кушетки понижался и заканчивался толстым валиком, обтянутым кожей, чтобы прилечь ненадолго, не снимая туфель. Или S-образный диванчик для двоих: садясь на него с разных сторон, люди оказывались лицом к лицу друг с другом (это было удобно для передачи конфиденциальной информации и поцелуев). Кстати, макет такого диванчика вы можете увидеть в сквере Валентины Леонтьевой на улице Гончарова. В Доме 28 были кованые сундуки, дубовые столы, стулья, резные шкафы и буфеты из красного дерева. Если бы мы рассмотрели одежду того времени, то не смогли бы назвать правильно ни одного платья-костюма или ткани, из которой они были сшиты. Натуральная шерсть, шёлк, хлопок и лён имели отдельные названия, заданные свойства и предназначались для строго определённых целей. Представьте себе, платья, подобные сногсшибательным туалетам от — кутюр из натуральных материалов, с ручной вышивкой и инкрустациями, имела каждая дворянка!!! Как и портрет семьи маслом на холсте. Даже в провинциальном Симбирске! Я говорю сейчас не о роскоши, а о мастерстве и вкусе!!! К слову, туалеты шили модистки — талантливые крестьянки, без специального образования и только вручную! Оцените: тончайшее пышное платье из маркизета, длинное, в пол, было расшито букетиками анютиных глазок, гладью, около 3-х см в диаметре, по всему полю! И рукава-фонарики в том числе. А теперь подумайте: какую прочную, ровную нужно сделать вышивку на тонкой ткани и как такое платье можно выстирать и выгладить, чтобы цветочки не деформировались?! Лично я в юности пробовала делать вышивки на платье, но только крестиком и небольшие фрагменты для карманов или пояса. А вот моя мама в детстве каждое лето шила одежду вручную, расшивала гладью подушку, скатерть или пододеяльник по заданию своей мамы (в летние каникулы!!!) и это было частью «женского образования», равно как чтение книг, приготовление домашней лапши и сдобных пирогов. Послевоенное время формировало традиции советской интеллигенции и одна из них – создание всемогущей женщины: и барышни, и крестьянки! Кстати, в XVIII-XIX вв. шить и вышивать умели абсолютно все девушки вне зависимости от положения в обществе и богатства – так они развивали мелкую моторику, художественный вкус, усердие и прилежание. Симбирские, как и московские, дворянки любили носить платья из шерсти с высоким воротником-стойкой и множеством крючков или пуговиц по всей спине, 38-45 штук, представьте себе! Прилегание платья такой модели было идеальным, а на каждую пуговку накидывалась петелька! Ну, а в сочетании с пышной длинной юбкой достигались оптимальные визуальные пропорции, даже без корсета. Дамы украшали такие платья тончайшим кружевом ручной работы. А в семье Глинок, например, была специально сшитая хозяйкой бархатная подушечка для домашнего кота, расшитая гладью и торжественно подаренная ему на семейном празднике! «Красиво жить не запретишь», а «доброе слово и кошке приятно»… вы сейчас тоже слышите уютное мурчанье и потрескивание поленьев в печке? Печное отопление в «живом» деревянном доме создавало особый дух, смешиваясь с ароматом цветов, домашнего варенья и свежезаваренного мятного чая… Чаепитие было особым ритуалом в дворянской усадьбе. К чаю обязательно подавали свежие булочки, сушки, яблочное варенье и ливерную колбасу, которая неизменно заканчивалась первой! Печное отопление и развлечения создавало особенные… Так, заслонку печки открывали и на небольшом расстоянии перед тлеющими углями ставили вырезанный из плотной белой бумаги фасад 2-х этажного дома с открытыми по-разному окнами и дверями. В темноте создавалось полное ощущение живого, жилого дома… И каждый смотрящий мог придумывать свою собственную историю про его обитателей… Обязательно попробуйте такую игру перед камином или костром, дорогие читатели, желательно с разновозрастными членами семьи! Экспромт может оказаться незабываемым! Взрослые обитатели Дворянской усадьбы – Дома 28 на улице Радищева – во время такой игры рассказывали сказки или читали Библию по памяти… Жар горячих углей или огонь печи через некоторое время начинал пожирать дом, превращая жизнь в пепел… «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг»! Мне вспомнилась красочная диарама в музее Пожарной охраны, которая показывает КАК огонь уничтожает всё на своём пути. Очень полезно ЭТО увидеть и запомнить навсегда. Во время пожара 1888 года все постройки на территории Дворянской усадьбы С.В.Глинки сгорели…

Потомки адвоката вновь построили двухэтажный деревянный дом и воссоздали прежний дух Дворянской усадьбы. В Доме 28 на Радищева прошли детские и юношеские годы литературного критика, впоследствии члена Союза писателей СССР – Александра Сергеевича Глинки «Волжского». Родился он в 1878, а в 1889 поступил в 1 класс Симбирской гимназии. «С раннего детства я пользовался неограниченной свободой и совершенной независимостью. Давила только школа, гимназия… я читал запоем всякую тайную, запрещённую книгу с предполагаемым революционным содержанием, всё искал самого настоящего… использовал рвущееся на живое и ответственное дело молодость и задорные силы. Мучил трагизм человеческого существования, больше всего унижение человеческое и ужас его, обидная нищета и жестокое бесправие, давила скука окружающей жизни, бесцветная пустота, бессодержательность, манили грёзы о конечной гармонии всечеловеческого успокоения, всеобщего спасения от зла… и хотелось жить и работать для этого, всего себя отдать, и скорее, скорее, но как?» Этот отрывок из Автобиографических записок А.С.Глинки-Волжского, как сказала бы моя «заслуженная» учительница литературы Ольга Игоревна Солнцева, как нельзя лучше характеризует быт и нравы дореволюционной России, Симбирской мужской классической гимназии, удивительно перекликаясь с думами о Родине современного гражданина. Глинка-Волжский «учился в гимназии чаще плохо, чем хорошо», внутренние конфликты проявлялись внешними протестами… и он был исключен из гимназии в 7-м классе за пьянство. Справедливости ради замечу, что Симбирская гимназия отличалась нарочитой строгостью и непримиримостью ко всему новому и прогрессивному. Отдельные учителя, позволяющие себе вольнодумство, лояльность или творческий подход к неординарным ученикам, долго в гимназии не задерживались. Так было и в советское время, так и сейчас… вот вам и традиции! В этот период А.С.Глинка перенес лёгочное заболевание и был отправлен в Крым на лечение, заметьте, какая грамотная реабилитация. Там он довольно успешно учительствовал, зарабатывая на жизнь частными уроками (это в 18-то лет!), а в дальнейшем, переехав в экологически чистое село Помаево Сурского района для долечивания, стал домашним учителем известного в последствии поэта Велимира Хлебникова. Однако А.С.Глинка не мечтал оставаться в глуши Симбирской, а хотел следовать по стопам отца. Потому в 1898 сдав экстерном экзамен на аттестат зрелости, поступил на юридический факультет Московского университета! Представьте себе, это через два года после исключения из гимназии. А.С.Глинка показал высокий уровень подготовки, стойкость характера и редкую целеустремлённость. Проучился в Московском Университете три года, активно участвовал в студенческих стачках и волнениях, был исключен и взят под надзор полиции. В качестве наказания его отправили в ссылку в родной Симбирск с обязательным условием общественно-полезного труда! Что ж, трудился он верой и правдой несколько лет в Казённой палате. В Симбирской ссылке А.С.Глинка писал литературно-критические статьи о творчестве Достоевского, Успенского, Чехова, сотрудничал в журнале «Русское богатство», чем снискал признание и известность. В эти годы и появился псевдоним «Волжский». А.С.Глинку, по-прежнему, тревожили мысли о судьбах Родины, он постоянно размышлял об особом пути России, утверждал ценность человеческой личности, говорил о невозможности её полного растворения в обществе. После окончания ссылки переехал  работать в Самару, затем в Москву. А история Дворянской усадьбы продолжалась…

В 1894 году Дом 28 переходит во владение  известному симбирскому купцу Василию Емельяновичу Ховрину, который придает усадьбе вид доходного дома со строгими постройками по периметру участка, внутренним двором, небольшим палисадником… довольно близкий к сегодняшнему  облику. Купец занимает лишь небольшую часть усадьбы, а  основные помещения сдаёт в наём. В этой центральной части  города, на бывшей Мартыновой улице, близкой к Кафедральному  собору, традиционно жили и работали представители интеллигенции. Кстати, в большинстве своём, выпускники Симбирской классической гимназии, получившие высшее  образование в Москве, Петербурге, Саратове или Самаре и   вернувшиеся в родной Симбирск заниматься социально-значимой  деятельностью и поднимать провинцию. Это тоже, кстати,  городская традиция. Прогуляйтесь  на досуге по улице Радищева,  рассмотрите внимательно мемориальные таблички и вспомните историю великой страны. А в Доме 28 на Радищева в 1912 году  поселился Павел Яковлевич Гречкин, ровесник Глинки-Волжского.  Он был рождён в семье казначея при Симбирской военной  гимназии. После её окончания образование получил на физмате  престижного Петербургского университета. Павел Яковлевич,  действительно, нёс просвещение в широкие массы Симбирских  учеников, работая в очень многих учебных заведениях города. В частности, преподавал в Симбирском кадетском корпусе и  Симбирской мужской гимназии, именуемой тогда рабфаком имени  Ленина и школой К.Маркса. Несмотря на своё дворянское  происхождение, принял советскую власть безоговорочно, отдав свои знания и силы служению новому государству. Выдающаяся роль П.Я.Гречкина состоит в организации им Симбирского краеведческого музея, первым директором которого он стал в 1918 и руководил всей  краеведческой работой нашего края вплоть до 1937 года. Советский период Дворянской усадьбы был полностью во власти  политических и экономических событий того времени. Дом 28 на Радищева по сей день хранит реликвии прошлого в виде архитектурной сдержанности, трогательной  скромности и очаровательного уюта типичной городской усадьбы провинциального города.

В настоящее время силами неравнодушных собственников: Ибрагимова А.М. и Стоматологической практики «ОРИС», под контролем  Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области подготовлен проект по ремонту и реставрации этого объекта культурного наследия регионального значения.

История Дворянской усадьбы продолжается…

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!