Выбрать страницу

 

В ПОЛЕТЕ. Мое знакомство с Японией началось задолго до прибытия в Токио, а именно — в полете. Рядом со мной в кресле летела взрослая (27-ми лет примерно) японка, но размером она была с небольшую, худенькую 12-летнюю девочку. Японка  довольно быстро, не задевая окружающих предметов, сняла обувь, колготки, очки, защитную маску. Затем достала волшебную сумочку с массой каких-то пакетиков, флакончиков, баночек, салфеточек, тюбиков и начала предполетный ритуал: сначала очистила лицо специальной салфеткой; затем другой влажной салфеткой так же, последовательно протерла шею, руки и ноги. Потом наклеила специальные пластыри (для снятия усталости ног и улучшения кровообращения, я их испробовала позже и поразилась чудодейственному эффекту) на стопы и голени.

Очень ловко и быстро надела компрессионные чулки. Установила на сидении перед собой подвесную площадку для ног и аккуратно положила ноги на получившееся возвышение, чтоб не затекали. Затем наложила на лицо тканево-гелевую маску, я думаю, увлажняющую. Примерно на час. Сняла ее, протерла лицо какой-то новой салфеткой, отдельно и последовательно нанесла крем на лицо, руки и шею, тщательно втирая и массируя. Затем одела очки, новую защитную маску, вставила наушники, включила музыку (для защиты от шума, конечно), установила на шею надувную подушку, закрепив правильное положение, достала книгу и начала читать. Телевизор не смотрела, глаза не портила, книгу читала понемногу, с частыми перерывами. За время полета, на примере всего одного пассажира, я получила развернутое представление о японцах!

ЛЮДИ. Так какие же они – японцы? Это люди невысокие и худощавые. Даже упитанный человек здесь – редкость. У всех японцев хорошие, густые волосы черного цвета. Стрижки у мужчин и женщин похожие, средней длины, довольно однообразные. Длинные (ниже линии плеч) волосы навыпуск женщины не носят – это негигиенично и неуважительно по отношению к окружающим. Лысые мужчины встречаются редко, а с окрашенными волосами – часто. Мужчины не носят бороды и усы. Редкий раз увидишь облегченную имиджевую растительность на лице.

Цвет лица мужчин и женщин отличается. Понятно, что женщины отбеливают кожу или используют специальную косметику. Косметикой японки пользуются со студенческого возраста, повсеместно и с удовольствием. Но макияж еле заметный, очень естественный. Ярко накрашенное лицо – редкость. Никаких стрелок, наведенных бровей, нарощенных ресниц, надутых губ, ботокса, филеров и пуш-апа.

Парфюмированных запахов тоже нет. Не пахнет ни духами, ни мылом, ни освежителями. Только чистый, свежий воздух вокруг! И просветленный дух! В самом крупном городе мира! Стиль одежды – casual, очень простой, функциональный и унифицированный, без спортивных элементов, кстати. Чаще носят удобную обувь «унисекс» японского стиля (широкие, свободные туфли, ботинки или сапоги), чем кроссовки. На мужчинах – рубашки, брюки, неспортивные куртки. На женщинах – юбки типа «татьянки» или широкие укороченные брюки, простейшие и скучнейшие кофточки. Шарфов, палантинов, платков и подобных аксессуаров нет в принципе, их не носят ни женщины, ни мужчины. Украшений минимум, а если и есть, то еле заметные, едва различимые. Офисная одежда — строго белый верх, черный низ. Везде и для всех – просто и лаконично. Люди в разных районах Токио и Осаки сильно отличаются друг от друга. Чувствуется иерархия. В богатых районах и лица светлее, и спины прямее, и ноги ровнее, и взгляды шире! В богатых, престижных районах Токио и Осаки можно увидеть потрясающий японский стиль, традиционный и современный, эту дорогую простоту, эту элегантную сдержанность,

модные футуристические аксессуары, а также невероятную яркость и трудную (для нас) сочетаемость. Но масштаб броской оригинальности показался мне – как вишенка на торте. Основная масса людей тяготеет к рационализму и скромности. Японцы очень внимательные, тактичные, сдержанные и уравновешенные.

Они громко не говорят, смеются еле слышно, прикрывая рот рукой, не сигналят за рулем авто или велосипеда, пропускают друг друга вперед, придерживают двери, всегда соблюдают очередь и дистанцию. И не устают кланяться! И это не скучно, а восхитительно! Японцы выглядят расслабленно. Они не суетятся, никуда не торопятся,

все делают обстоятельно, вдумчиво, аккуратно, а получается быстро! Нигде не звучит громкая музыка, практически не услышишь резких звуков, в основном ощущается «присутствие покоя».

Личное пространство каждого человека здесь в большом почете. Это страна интравертов. А еще японцы читают книги. Не в поездах и автобусах, а в парках, в кафе или просто, стоя на улице. Это удивляет и умиротворяет. В общественном транспорте  большинство людей прокручивает ленты новостей в телефонах и смотрит аниме! В Токио можно увидеть полупустые парки, выставочные залы или магазины, а можно впасть в транс от большого количества людей, открыть рот от изумления и даже испугаться огромного потока людей. 

В ПОТОКЕ. В потоке японцы смотрятся очень красиво, я не могла наглядеться и не хотела отводить взгляд. На работу шли белые воротнички. Мужчины и женщины. Тихо и уверенно. Плотными и стройными рядами. Двигались легко, плавно и довольно быстро. Лились… Все одного роста, одного цвета, одного веса, с одинаковыми прическами, белый верх – черный низ… Энергия потока была сильной и теплой, ровной и приятной. Вглядываясь в спокойные, не напряженные лица, я ловила любознательные и доброжелательные взгляды. Людской поток наполнял многоэтажный офисный центр теплом и светом, высокими целями и емкими задачами, кипучей энергией и глубоким смыслом. А меня, глядя на поток, не покидало удивительное умиротворение… 

О ТУАЛЕТАХ. Это «удивительное умиротворение» в Японии ощущается повсеместно. Например, при посещении туалетов. Кстати, позволю себе вспомнить о туалетах вообще, в мировом масштабе, так сказать. В Париже, например, вам предложат посетить исторический туалет в центре города с унитазами на деревянных постаментах, высокими потолками, резными дверями, раритетными светильниками, чистильщиком обуви и прочими атрибутами красивой жизни (вознаграждение ожидается); в Вене вас направят в не менее исторический туалет с художественной росписью стен и потолков в центре красивейшего городского парка (вознаграждение приветствуется); в Риме вы, с сожалением, поймете, что туалет под открытым небом был, есть и будет в центре вечного города; в Амстердаме вам покажут маленькие, как набедренная повязка, исторические общественные туалеты без дверей по берегам каналов, а воспользоваться предложат платными (возможно, самыми дорогими в мире и платными даже в Макдональдсе и KFC); в Лондоне вы запросто сможете зайти в любой маленький бар, кофейню или ресторан только для того, чтобы воспользоваться туалетом абсолютно бесплатно, в Китае вас ожидает шок от туалетов с огромным количеством посадочных мест и унитазов, встроенных в пол (даже в ж/д вагонах поездов дальнего следования)… А что же в Японии? В Японии абсолютно ВСЕ туалеты бесплатные, одинаковые, суперсовременные и высочайшего качества. Вы ощущаете себя просто небожителем, получая такое сногсшибательное обслуживание! Итак, все сидения с подогревом. Сбоку от унитаза расположена панель управления, на которой около 10 кнопок: подача воды отдельно для мужчин и для женщин,  регуляторы температур, сушка-обдув теплым воздухом, музыкальная кнопка, включающая звук падающей воды для маскировки и расслабления. Кнопка слива вынесена отдельно на боковую стену туалетной комнаты с правой стороны вместе с резервуаром для антисептика и туалетной бумагой. Туалетные  кабины бывают оснащены откидным столиком для пеленания и контейнером с памперсами. Эргономика потрясающая! Сушилки для рук либо встроены в кран, либо находятся рядом с раковинами в стенных нишах. Таким образом, вода не разбрызгивается по стенам и полу, не нарушая чистоту. В туалетных комнатах выделены специальные зоны для пользования косметикой: это столешницы с большими зеркалами и яркой подсветкой, разделенные перегородками. Все продумано до мелочей. Такая деликатность, тактичность, внимание к деталям и большое уважение к каждому человеку возносит Японию на недосягаемую высоту. 

ГАЛАПАГОСЫ. Японцы часто сравнивают себя с Галапагосами, потому что они развивают некоторые направления производственной и хозяйственной деятельности актуальные только для Японии. Приведу яркий пример. Малолитражные и малогабаритные автомобили – визитная карточка Японии. Очень маленькие, словно игрушечные, умильные и компактные автомобильчики легко и ловко передвигаются по дорогам Японии, занимая мало места, потребляя мало топлива, облагаясь меньшим налогом и требующие гораздо меньше средств на обслуживание.

При этом они надежны, функциональны и безопасны. Они служат верой и правдой своему владельцу 10 лет, а потом их принято менять, иначе слишком дорого будет обходиться ремонт и обслуживание. Эти очаровательные легковушки, миниатюрные фургончики и игрушечные грузовички очень ценят в Японии, а потому, вкладывают большие средства в их модернизацию, улучшая с каждым годом. Это и есть «галапагосы». Удивительный здесь наблюдается контраст: по дорогам Японии колесят такие маленькие авто, а на заводах и в портах готовятся к продажам огромные внедорожники и все те сверхсильные, сверхмощные «японцы», которых вы знаете.

ОТНОШЕНИЕ К МУСОРУ. «Галапагосским» я бы назвала и отношение Японии к мусору. Отношение это и серьезное, и ответственное, и трепетное, и уникальное. Япония не просто дифференцированно собирает мусор, тщательно разделяя его на группы, используя повторно и эффективно, а еще и призывает к уменьшению образования отходов и на деле мотивирует своих жителей к разумному использованию природных ресурсов.

В Японии не встретишь мусорных баков или урн на улицах. Места для сбора мусора даже редко бывают в торговых центрах. Мусор выбрасывают дома или в общественных туалетах. Но еду или пластиковые бутылки в туалете выбросить нельзя – это серьезное нарушение общественного порядка, облагаемое штрафом. Тем более, что в довольно большой и просторной туалетной комнате находится очень маленький контейнер для мусора, примерно, с двух-трехлитровую банку! Видя это, ты сразу понимаешь, что довольствоваться нужно малым, тем более, что японцы все для  этого предусмотрели и подготовили. Японцев с детства учат  рассчитывать свои силы и возможности во всем.

Не брать лишней  пищи ни в тарелку, ни в потребительскую корзину, чтобы не было отходов; не иметь лишней одежды и предметов обихода, чтобы не захламлять свою жизнь и окружающее пространство, не использовать бумажные салфетки, а иметь тканевый носовой платок; весь пластик беречь и собирать, чтобы строить из него насыпные острова, например. 

НАСЫПНЫЕ ОСТРОВА. Идея искусственных островов не нова. Первые насыпные острова сделали в Шотландии и Ирландии еще в эпоху неолита. В Японии первый искусственный остров в форме веера был построен в Нагасаки в XVII веке для торговли с голландцами. Японцы не хотели пускать иностранцев на священную землю, но торговля с ними была им необходима. Потому и появилось вот такое великолепное решение – увеличить площадь города, выделив специальную торговую зону. Сегодня в Японии 7 насыпных островов. Инновация Японии в строительстве насыпных островов состоит в использовании ими переработанного пластика и пепла от сжигаемого мусора! Использованный пластик тщательно собирают, сортируют, моют и дезинфицируют, перемалывают в стружку и небольшую часть отправляют на завод по изготовлению пластиковых бутылок (это замкнутый цикл производства), а большую часть прессуют в блоки, из которых «складывают» насыпные острова. Пепел от сжигаемого мусора собирают, прессуют, смешивают с землей, камнями, цементом и чем-то еще и строят для искусственных островов укрепления – дамбы – специальную защиту от землетрясений, цунами и тайфунов.

О ЗУБАХ. Зубные ряды японцев имеют ярко выраженные, специфические черты, что свидетельствует об их трудной судьбе и непростых решениях. Головы у большинства японцев, особенно мужчин, крупные, что, порой, не соизмеримо с изящным телом (богатые шевелюры, безусловно, усиливают этот эффект). Диспропорция головы и туловища указывает на преобладание умственной деятельности над физической, причем уже в нескольких поколениях. Зубы соответствуют размерам черепа, они тоже крупные у всех и имеют  характерный естественный оттенок. Зубы японцев не ослепительно белые на фоне преобладания морепродуктов в пище, как вы могли бы подумать, а вполне обычные, желтоватосерые. Кстати, цвет зубов закреплен генетически, как цвет кожи, волос и глаз. На цвет зубов всегда влияют экологическая обстановка, характер питания, гигиена и вредные привычки. Курение, конечно, существует в Японии, но я видела, что курильщики курят или в специально отведенных местах на улице, или в курительных комнатах с очень хорошей вентиляцией, или за рулем своих авто. Поэтому, не ощутила раздражения дымом. Хорошо знакомую мне «улыбку курильщика» (с характерным налетом) не увидела ни разу. Над экологической обстановкой японцы постоянно работают, разумеется, улучшая ее всеми силами. Тому свидетельствуют чистота воздуха и воды, например. Качество питания в Японии одно из лучших в мире.

Средства гигиены в Японии очень качественные и разнообразные (пробовала и проверяла), а стоматология и просвещение на высоком уровне, что видно по полнозубым улыбкам и свежему дыханию. Но слабая физическая активность и недостаточная жевательная нагрузка, опять же, в нескольких поколениях, привела к недоразвитию нижней челюсти и, как следствие, к скученности зубов. Скученность зубов встречается здесь ужасающе часто! Особенно у женщин. Они, понятно, хуже и меньше жуют. Это одна причина. Другая — настрой японцев на здоровую естественность. Зубы они не отбеливают, прикус не исправляют! Справедливости ради замечу, что есть и третья причина — дороговизна стоматологических услуг. Например, лечение брекетами верхней и нижней челюсти здесь обходится в семь тысяч долларов. Ортодонтия, отбеливание и косметические операции не считаются оздоровительными процедурами, а потому и не оплачиваются государством. Поясню: за все медицинские услуги японцы платят 30 %, а 70 — оплачивает государство. Поэтому, когда рождается девочка, родители буквально хватаются за голову, если хотят обеспечить ей перспективное будущее. Надо откладывать деньги не только на учебу, но и, как минимум, на пластику век, отбеливание кожи лица и ортодонтию. Поэтому, здесь мальчики в приоритете!

Продолжение следует…

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!