Выбрать страницу

Близится конец зимы. И сейчас самое время предвкушать встречу с живой природой, со свежестью воздуха, воды, с нежностью зелени. Поэтому, я приглашаю вас прогуляться по садам и паркам для обретения внутренней гармонии, для вдохновения и поиска новых идей преобразования мира. Добро пожаловать! На мой взгляд, для сегодняшней прогулки как нельзя лучше подходят три садово-парковых ансамбля: вилла кардинала д`Эсте в Тиволи, японский сад в Монако и замки Луары во Франции. Итак, вилла кардинала д`Эсте.

Мой путь к ней начался довольно давно… Сначала я была поражена красотой Петергофа и Петродворца, побывав там в первый раз в детстве. Но, оказалось, это всего лишь копия знаменитого Версаля с небольшими импровизациями. Побывав в Версале и оценив по достоинству его монументальность и величие, я узнала, что он создан по образу и подобию виллы кардинала д`Эсте. С тех пор меня очень занимал вопрос, как же выглядит эта вилла? И что в ней такого особенного, что сам король Франции решил ее повторить! Вилла д`Эсте расположена на окраине города Тиволи (в 24 км от Рима), на холме, с которого открывается потрясающий вид на горы и долины.

Кардинал выбрал удачное место расположения, ведь это одно из главных составляющих успеха. Место должно быть живописным, вдохновляющим, энергетически питательным и стратегически важным. Кардинал Ипполито II д`Эсте был человеком умным, прогрессивным и высокообразованным. Всю свою культуру, последние достижения творческой, научной мысли и глубокое понимание жизни он вложил в свое великолепное творение – виллу и окружающий ее парк! Парк виллы д’Эсте несет сложную философскую и политическую символику.

Кардинал вложил в дворцово-парковый ансамбль посвящение Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте, поэтому ключевым элементом сада в Тиволи является статуя Геракла, от которой ведут две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку.

На центральной оси сада размещается статуя Венеры, воплощающая собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий среду обитания. Поэтому, так органично в нем сочетается живая природа и инженерные решения, красота искусства и комфорт бытия. Примером тому являются мои любимые фонтаны — «Потеющие кучи»!

Такой реалистичный подход соответствовал представлениям кардинала д`Эсте о причинно-следственной связи всех явлений Природы! Кардинал, безусловно, в XIV веке, опередил свое время. Сад виллы д`Эсте сочный и романтичный, благоухающий и жизнеутверждающий. Сейчас он утратил часть скульптур и его не наполняют талантливые и подающие надежды музыканты, поэты, певцы и художники, но особая, творческая атмосфера осталась. Дух прогрессивномыслящего кардинала витает повсюду… Сад, словно живой организм, он дышит и чувствует. Он грустит и радуется. Он влюбляется и манит. То проливает слезы в романтических гротах, то нашептывает сонеты мирным журчанием воды и трепетом цветов, то наполняет музыкой сердца, извергаясь фейерверком изобилия и безграничного счастья! В 2007 году парк виллы д`Эсте получил премию, как самый красивый парк Европы!

Японский сад. 

Я уже писала про японский сад в Монако для сайта fingers73.ru и не хочу повторяться. Поэтому, сегодня представлю вашему вниманию выдержки из статей двух архитекторов Арбатской Ю. и Вихляева К. Из двухсот гектаров территории Монако пятая часть занята садами и парками. При таком колоссальном недостатке места отдать под сады 39 га — удивительно! Японский сад на редкость самобытный и оригинальный объект. Он расположен на улице принцессы Грейс, недалеко от набережной и пляжа. Кстати, посмотрите на досуге фильм «Принцесса Монако» — он очень поучителен для замужних женщин (примечание автора). Японский сад — это сад-«дзен», сад-метафора, сад-инакомыслие.

Гармонично сочетая камни, воду и растительность, японским дизайнерам удалось на площади в 7000 кв. метров создать подлинный шедевр ландшафтного искусства, где закодирован космос человека во всем его необъятном величии. Каждый элемент пространства побуждает зрителя к самосозерцанию и растворению в природе. Будучи уменьшенной копией традиционного японского пейзажа, сад имеет свою гору, свой каскад, водные пространства, пляж, ручей. Площадь водного бассейна 1100 кв. м В саду традиционно «работают» три фундаментальных элемента –точка, линия, поверхность. Весь спектр японского пейзажа представлен следующими композициями: вход, «затопленный» сад, пергола, чайный домик, три озера с пляжем, два сада камней, два острова, источник с ручьем, мостики, сад сакуры. Бамбуковое ограждение придает простоту и легкость. В то же время, бамбук – символ недолговечности, бренности человеческой жизни.

Согласно японским представлениям, убранство входа знаменует отношение хозяев к гостям. В данном случае вход изысканно торжественен, а, значит, особенно приветлив. Внушительные размеры главного входа – знак уважения к посетителю и особой значимости внутреннего пространства. В саду использованы все пять элементов даосизма: огонь (каменные фонари, яркие клены), земля, вода, дерево (чайный домик, бамбуковые детали, мостик) и металл (пергола). Их наличие показывает «большое в малом и малое в большом», «полноту в пустоте и пустоту в полноте».

Особое значение здесь придается воде. По японской традиции каждая форма воды имеет свое символическое значение. Источник – это рождение человека, ручей – детство, каскад или бассейн – юность, пруд – старость. Все они представлены в японском саду. Идеальным считается, если вода «рождается» на востоке, течет на юг, а затем меняет направление на запад. В японском саду Монако этот принцип соблюден в точности. Кривая линия, соответствующая направлению движения воды, должна напоминать брюхо дракона, который и есть совершенство, в котором «не надо ничего перестраивать». Растения в саду подобраны и расположены в соответствии с понятием «четырех сезонов и пяти сторон света». Четыре времени года символизируют цикл человеческой жизни: деревья и кустарники весеннего цветения (рождение и детство), густолиственные (лето – юность и зрелость), деревья осенних красок (старость) и вечнозеленые (зима, эмблема бессмертия).

Как и положено, в восточной части сада посажены цветущие деревья, в западной — нецветущие. Вершина символизма – сад камней – выделен в отдельное пространство с отдельным входом. Необыкновенной фактурной красоты камни создают образ вечной тайны творения, неразгаданности и непостижимости Вселенной. Ворота чайного домика открываются на дорожку, спланированную преднамеренно так, чтобы идти можно было только мелким шагом. Дорожка приобретает, таким образом, смысл очищения. Она приводит к пяти водным камням, куда посетитель приглашен очистить душу и тело, прежде чем войти в чайный домик. Сам чайный сад состоит из аллейки, укрытия, каменного бассейна и фонаря. Он не содержит «источников развлечения», ни деревьев, ни кустов, ни цветов, ни камней. Лаконичность этого места должна способствовать сосредоточению и медитации. Глядя на эту спокойную воду, мне вспомнилось ВИДЕО о полной гармонии человека с Природой и я предлагаю вам его посмотреть…

Наконец, точка равновесия сада («сердце сада» или «очаг») смещена, согласно правилам, от оси чайного домика и удалена от геометрического центра. Симметрия – смерть сада. Свободные пространства и открытые перспективы отвратительны для души японского сада. Только сложность деталей и изобилие тени. Так рождается неповторимый орнамент картины мира. Так и мы отражаемся в японском саду, а сад – в нас, что расцвечивает нашу жизнь новыми красками и впечатлениями. Японский сад никого из посетителей не оставляет равнодушным! Насколько он неожиданный, настолько и впечатляющий!

Замки Луары.

Замков на берегах реки Луары и ее притоков довольно много, все они разные и интересные. А вот сады построены и составлены по общим принципам, характеризующим французский стиль. Это широкие, ровные, хорошо просматриваемые пространства, красивые, длинные  аллеи, под стать дворцам, прямолинейные мощеные или галечные дорожки, идеально стриженные газоны, деревья и кустарники, лабиринты, водоемы, симметричность и повторяемость садовых элементов, роскошь, помпезность, подчеркнутая нарядность зелени, обилие скульптур и элегантность цветников… Гулять по такому парку – несказанное удовольствие, правда не в жару. Я хочу обратить ваше внимание ни на скульптуры и архитектонику кустарников и деревьев, а на мелкие, но очень впечатляющие детали!

По французским садам широко, свободно шагается, легко дышится, нежно чувствуется. Изысканно и утонченно, представьте себе, выглядят грядки! Поражает это редкое сочетание плодовитости, функциональности и эстетичности сада! Грядки демонстрируют чудеса селекции.

Здесь можно увидеть  помидоры, растущие на деревьях и яблоки, стелющиеся по земле, диковинные тыквы, зреющие над головой целыми аллеями и баклажаны, посаженные для украшения ландшафта! Луговые травы, нарядные и фактурные, искусно подобранные по цвету и форме, буквально врезанные в газон, радуют глаз и волнуют воображение.

А главное, все эти прекрасные овощи, фрукты и зелень обитатели замков употребляют в пищу и используют для украшения интерьера, ловят рыбу в садовых прудах и готовят потрясающие кушанья. Все как в старые, добрые времена Средневековья и Возрождения.

Конюшни и скотные дворы настолько чисты и ухожены, что соперничают по силе впечатления с прекрасными садами! И опять же, главное, используются по назначению, полностью покрывая все потребности обитателей замков. Остается за кадром вопрос цены… Сочетание красоты, величия, помпезности дворцов с ухоженностью и функциональностью садов очень впечатляет!

Итак, дорогие друзья, мы увидели с вами три совершенно разных, стильных сада, с совершенно разными достоинствами и предпочтениями: сочный и романтичный итальянский, сдержанный и философский японский,  роскошный и дразнящий французский. Выберите все самое значимое и ценное из увиденного и обогатите свое мировоззрение!

ЖЕЛАЮ ЗДРАВСТВОВАТЬ!

Share This

Поделиться

Поделись с друзьями!